Максим Демченко, ведущий эксперт по бюджетной адвокации в регионе ВЕЦА и эксперт стратегической группы по разработке модели плана перехода в Украине, в эксклюзивном интервью для #SoS_project рассказал о том, как общие вызовы заставляют страны с различными культурными особенностями и, как следствие, подходами к решению проблематики ВИЧ, действовать совместно и искать универсальные способы решения проблем, особенно во время перехода на государственное финансирование.

Интервью записано во время проведения первого регионального #Адвокатона-2019 «Адвокация и ВИЧ», который состоялся в Тбилиси (Грузия). На мероприятии встретились представители стран Восточной Европы и Центральной Азии, а также эксперты международных организаций,  для разработки общих идей по обеспечению стабильности услуг в сфере ВИЧ в рамках регионального проекта «Устойчивость услуг для ключевых групп населения в регионе Восточной Европы и Центральной Азии» (aka #SoS_project).

 

Максим, расскажите в каком составе делегаций и для чего встретились представители 8 стран на площадке адвокатона?

В рамках адвокатона представилась уникальная возможность собраться всем странам с расширенным участием представителей государственных структур, НПО, международных экспертов для создания общего дискурса. И на, мой взгляд, нам это удалось.

Так, когда мы говорим о том, что мы все разные, в каждой стране разные ситуации, важно учитывать, что есть общие для всех проблемы и вызовы. Такие как: выделение достаточных средств со стороны государства, обеспечение устойчивости услуг для ключевых групп, осуществление максимально комфортного перехода на госфинансирование. Решающее значение во всех этих процессах имеют непосредственно страны. Они должны взять на себя больше ответственности за решения проблемы ВИЧ/СПИДа, чтобы люди получали услуги беспрерывно, а их качество было сохранено.

Есть ли универсальное решение для стран в процессе перехода?

Знаете, до этого мероприятия я всегда слышал о том, что практики одних стран не подходят к другим. Что возможно в Грузии – невозможно, к примеру, в Казахстане, а то, что сделали в Казахстане – невозможно в Кыргызстане.

На самом деле встреча показала, что для нас все вызовы одинаковы, а их решения лежат в одной плоскости. Мы должны убеждать людей, принимающих решения, искать подходящую нормативную базу и возможности в бюджете, а также надо следить за тем, как распределяются ресурсы.

Я думаю, что это хороший дискурс, который нужно продолжить. У каждого участника встречи есть уникальная возможность не только поделиться опытом, но также и посмотреть, что происходит в других странах.

На ваш взгляд, такой формат мероприятия способствует большей вовлеченности представителей госструктур в процесс поиска новых решений? Не слишком ли неформально?

Я был на многих встречах, где формат был более формальный, протокольный, и где тоже говорили о проблемах и о вызовах. Но именно формат такого адвокатона позволил активизировать участников, создать такие условия, когда в процесс вовлечены все без исключения. Все работали, все были заинтересованы создать качественный продукт, копнуть глубже, найти оптимальное решение.

В какой-то момент я увидел, что в каждой группе достаточно большое количество участников со стороны государства, и они очень погружены в этот процесс. На мой взгляд, это очень хорошая возможность, и формат был выбран правильно. Эти два дня мы провели с огромной пользой и создали задел на будущее.

Сейчас всем нам нужно активизироваться. Мы все больше говорим о планах переходного периода. Такие мероприятия позволяют активизировать усилия и объединить все ресурсы и возможности вокруг общих целей.

При общих целях, есть ли общее понимание инструментария среди участников из разных стран?

Да, сейчас создается общий тренд – для всех четко ясно, что нужно находить механизмы для государственного финансирования, что необходимо думать об устойчивости услуг и как сохранить качество услуг при переходе на государственное финансирование.

Если коротко сказать, то для всех важно найти решение на вопросы:

  • как сделать так, чтоб для государства решение проблемы ВИЧ было приоритетным и на это, соответственно, выделялись в достаточной мере средства;
  • где в бюджете найти деньги;
  • разработать действенные механизмы (нормативно-регуляторную базу) для закупок услуг, которые позволят не потерять качество и обеспечат беспрерывность;
  • проводить мониторинг и анализ процесса перехода, для оперативного реагирования на возникающие проблемы.

Какие следующие шаги, на ваш взгляд, должны сделать страны на пути к эффективной борьбе с вызовами в реалиях госфинансирования?

Очень важно не останавливаться. Необходимо дальше продолжать искать варианты обеспечить устойчивость услуг. Очень важно, поддерживать коммуникацию между странами и делиться, как достижениями, так и проблемами.

На мой взгляд, очень важно продвигать в законодательном поле стран услуги в сфере ВИЧ, как отдельную категорию – услуги в сфере общественного здоровья.

В некоторых странах уже сделали шаг к этому. И услуги снижение вреда, уход и поддержку в отдельную категорию услуг в сфере общественного здоровья. Таким образом мы можем претендовать на уникальность услуг, внутри бюджетов и соответственно на их устойчивость.

Интервью: Инна Гаврилова

Видеосъемка: Евгений Кушнир

Монтаж сюжета: Кристина Абрамовская

Maxim Demchenko

Максим Демченко: “Решение проблем перехода в странах региона ВЕЦА лежит в одной плоскости” (видео/текст)Эксклюзивное интервью для #SoS_project дал ведущий эксперт по бюджетной адвокации в регионе ВЕЦА и координатор стратегической группы по разработке модели плана перехода в Украине Максим Демченко. В разговоре он рассказал о том, как общие вызовы заставляют страны с различными культурными особенностями и подходами к решению проблематики ВИЧ, искать универсальные способы решения проблем в контексте перехода на государственное финансирование.Текстовая версия интервью: https://bit.ly/2PllJp9

Опубліковано SoS_project Четвер, 29 серпня 2019 р.