Парижская декларация поможет улучшить ситуацию с ВИЧ в Таджикистане
За последний год в таджикских СМИ появилось ряд публикаций на тему фиксации увеличения числа уголовных дел за осознанное заражение ВИЧ. Все они рассказывают о применении статьи 125 части 1 Уголовного Кодекса Таджикистана и гипотетическое “подставление в опасность заражения”.
В июле комитет ООН по правам человека опубликовал рекомендации в адрес Таджикистана, отметив трудное положение людей с ВИЧ и наличие барьеров в доступе к здравоохранению, которые приводят к его стремительному распространению.
Что же получается: одна статья в законодательстве Таджикистана и стигматизация ЛЖВ препятствует эффективной борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИДа в стране? И как быть? Эксперты отмечают, что Подписание Парижской декларации окажет позитивное влияние на текущую ситуацию, за счёт внедрения мирового опыта и научно-обоснованных методов в ответных мерах на эпидемию.
Политическая воля есть, важно её правильное применение
“Президент Таджикистана Эмомали Рахмон говорит о важности решения проблем с инфекционными заболеваниями в стране. Политическая воля в стране есть. Представители Здравоохранения декларируют заинтересованность в применении научно-обоснованных современных мировых практик для сокращении ВИЧ и делают шаги по борьбе с эпидемией, но непонимание многими пациентами особенностей лечения ВИЧ АРВ-терапией, отсутствие достаточного количества профильных специалистов, равных консультантов которые смогут найти подход к каждому пациенту, а также неоднозначная трактовка существующего законодательства представителями некоторых структур, возможно, усиливает существующие проблемы», – рассказывает директор международных программ Альянса общественного здоровья Татьяна Дешко по итогам недавнего визита в Душанбе.
Отметим, что с начала2019 годав Таджикистане возросло количество обвинительных приговоров по заражению ВИЧ, о чём сообщали ряд национальных СМИ. Так, в Душанбе возбудили 14 уголовных дел, ещё 39 – в Согдийской области.
Правовое поле борьбы с ВИЧ в Таджикистане
“В сентябре прошлого года глава государства поднял проблемы инфекционных заболеваний, в том числе и проблемы ВИЧ-инфекции, и мы были очень благодарны, так как верили, что теперь на них будут обращать большее внимание. Однако все получилось несколько по-другому, — рассказывает Тахмина Хайдарова, руководитель Таджикистанской сети женщин, живущих с ВИЧ. – Раньше вопросами ВИЧ/СПИДа занимались Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД, профильные НПО, а также другие компетентные и информированные структуры, теперь в этом вопросе принимают участие и многие другие специалисты, которые, к сожалению, не всегда понимают, что такое ВИЧ”.
Согласно законодательству Таджикистана, преступлением является не факт сознательного заражения вирусом иммунодефицита, а гипотетическое“подставление в опасность заражения” статьи 125 часть 1 УК Таджикистана. Во внимание не принимается наличие согласий партнера, и даже использование презервативов в качестве средства безопасности при половых контактах или неопределяемая вирусная нагрузка.
«По сути, под статью 125 часть 1 УК Таджикистана могут попасть и все дискордантные пары (в которых один из партнёров с положительным ВИЧ-статусом, а другой – с отрицательным – прим.авт.), – говорит Хайдарова. – Так как, эта статья подразумевает не фактическое заражение, а риск заражения. И все люди с положительным ВИЧ статусом, у которых есть половой партнер, по такой трактовке, ставят его под угрозу риска заражения, хотя при приёме АРТ и подавленной вирусной нагрузке это не так»
Отметим, что ряд громких уголовных дел в Таджикистане за последнее время были возбуждены именно по первой части статьи 125 УК. Соответственно, в такой формулировке под статью попадают практически все ЛЖВ, которые вступают в половой контакт. Как следствие, ЛЖВ и представители ключевых групп избегают учета и любой коммуникации с госструктурами. По последним данным, при оценочном количестве 15 тысяч ЛЖВ, на учете пребывает 7800 человек, то есть немногим более половины.
Более половины выявлений ВИЧ в стране –“неизвестного происхождения”
Татьяна Дешко поделилась новейшей статистикой столичного центра СПИДа: за первые три месяца 2019 года в Душанбе выявили 94 новых случая ВИЧ. Из них самая большая категория – так называемого “неизвестного происхождения”, а это очевидный факт того, что люди предположительно, опасаясь законодательных последствий, не раскрывать источник заражения.
“Был зафиксирован 31 случай полового заражения, 19 случаев – инъекционной передачи ВИЧ, еще 4 – передача от матери к ребенку. И 40 случаев записаны как “неизвестный способ передачи ВИЧ! – подчеркивает Татьяна Дешко. – То есть большинство случаев неизвестны. Что именно это за случаи – можем только догадываться.”
В Таджикистане #SoS_project начал внедрение системы регистрации и ответа на правонарушения в отношении ключевых групп и ЛЖВ – ReACT. Это позволит систематически собирать правонарушения, системно и срочно предоставлять правовую поддержку, анализировать нарушения прав, рекомендовать и лоббировать законодательные изменения.
Парижская «панацея»
Эксперты считают, что одним из действенных способов исправить ситуацию с ВИЧ в Таджикистане и, соответственно, добиться снижения бремени ВИЧ/СПИДа, является присоединение Душанбе к Парижской декларации. Ведь именно в столице живет каждый четвертый ВИЧ-позитивный таджикистанец.
Профессор Мишель Казачкин, специальный советник ЮНЭЙДС в регионе ВЕЦА, недавно посетил Таджикистан с официальным визитом. В рамках рабочей повестки он встретился с госпожой Муини Мавдума Муинзода, заместителемПредседателя исполнительного органа правительства города Душанбе (прим.автора: мэр города), и они обсудили муниципальный ответ проблемам ВИЧ/СПИДа. Итоги встречи г-н Казачкин прокомментировал так: «Столица Таджикистана в настоящее время рассматривает подписание Парижской декларации для ускорения темпов активизации борьбы с ВИЧ и прекращения эпидемии СПИДа».
Отметим, что Парижская декларация предполагает, что город берет на себя обязательства достигнуть к следующему году показателей 90-90-90: 90% всех жителей должны тестироваться на ВИЧ, 90% зараженных должны получать лечение и у 90% из них должна быть нулевая вирусная нагрузка. Таким образом, считают в ЮНЕЙДС, к 2030 году в мире удастся остановить эпидемию ВИЧ.
Соответствующие документы по присоединению Душанбе к Парижской декларацииЮНЭЙДСуже направила в муниципалитет города. Инициативу поддержал и заместитель министра здравоохранения Таджикистана.
Публикацию подготовила: Инна Гаврилова