Более 150 экспертов из 21 страны Центральной, Восточной Европы, Центральной Азии (ЦВЕЦА) и Балканского полуострова встретились 10 декабря в Стамбуле на Международном ФОРУМЕ УСТОЙЧИВОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ВИЧ и COVID-19 в странах ВЕЦА.

Министры здравоохранения, мэры и вице-мэры, представители международных, национальных, государственных и неправительственных организаций собрались с целью подвести итоги в прогрессе региона за последние 3 года, обсудить донорское и национальное финансирование сервисов по ВИЧ/СПИДу, возможности бюджетной адвокации в период COVID-19, существующее и потенциальное сотрудничество с правительствами и роль политического лидерства мэров городов в борьбе с ВИЧ/СПИДом, а также, стратегии правозащиты ключевых групп населения региона.

Открытие форума началось с Панельной сессии «Устойчивость противодействия ВИЧ в ВЕЦА: ключевые точки приложения усилий».

Андрей Клепиков, исполнительный директор МБФ «Альянс общественного здоровья»: «В наши дни пандемия COVID изменила мир и привнесла неопределенность и неустойчивость. Но именно поэтому сейчас столь актуально проведение этого Форума с таким амбициозным названием, ведь мы накопили тот опыт и имеем нужные решения, что позволяют сохранить программы в сфере ВИЧ и распространить лучшие практики».

Питер Сэндс, исполнительный директор Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулёзом и малярией: «Когда я думаю о том, что нам нужно для того, чтобы программы по борьбе с ВИЧ / ТБ были устойчивыми, я бы назвал три вещи: системы, а не вмешательства на основе проектов; привлечение сообществ в странах к ответственности за борьбу с ВИЧ/ТБ; устранение препятствий, связанных с правами человека, которые мешают наиболее уязвимым людям».

Виктор Ляшко, Министр здравоохранения Украины: «В Украине процесс перехода на государственное финансирование услуг по ВИЧ/СПИДу проходил не просто, но возникающие проблемы решались в диалоге между государством и гражданским обществом, и эта возможность слышать друг друга дает Украине тот результат, который мы имеем сегодня, и в какой в 2018 году мало кто верил. Результат – реализация в стране Плана перехода от донорского к государственному финансированию.»

Презентация Андрея Клепикова о прогрессе по формированию устойчивости ВИЧ-услуг в регионе ВЕЦА

Одной из наиболее обсуждаемых на форуме стала панельная дискуссия «Лучшие практики муниципальных ответов на эпидемии ВИЧ и COVID-19» при участии мэров и делегатов от местной власти Киева и Одессы (Украина), Кишинева (Молдова), Оша (Кыргызстан), Подгорицы (Черногория), Крагуеваца (Сербия), Берна (Швейцария), Праги (Чехия), Стамбула (Турция), представителей IAPAC (Франция), Альянса общественного здоровья, ЮНЕЙДС ВЕЦА, и последовавшая за ней пресс-конференция. Интерес к роли политического лидерства на местном уровне очевиден, ведь именно городская администрация отвечает за утверждение муниципальных программ по ВИЧ/СПИДу, бюджет, и последующее за финансирование на услуги и сервисы уязвимым группам населения. А за последние два года эпидемия COVID-19 еще больше выявила ту уникальную роль, что города играют в программах общественного здоровья.

Так, в течении января-июня 2021 г. в 12 городах/регионах стран Восточной и Центральной Азии продемонстрировано 14% увеличение количества состоящих на учете людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ) а количество ЛЖВ, принимающих АРТ, увеличилось на 12%. В том же 2021 году удалось увеличить национальное финансирование программ по ВИЧ/СПИДу: Таджикистан впервые выделил средства в рамках госсоцзаказа в поддержку пациентов, получающих АРТ, на сумму $11,5 тыс., а в Северной Македонии удалось проадвокировать увеличение финансирования программы по СПИДу в 2022 г. на 42,5% (с (с 1,42 млн. евро до 2,02 млн. евро). Глобальную инициативу Fast Track Cities* поддержало уже более 380 городов и территорий, из них 86 в Европе, 30 из которых в регионе ВЕЦА.

Во время своего выступления Анна Старостенко, вице-мэр Киева (Украина) отметила, что еще в 2016 году столица Украины стала одним из первых городов восточной Европы, что присоединился к Парижской декларации. И уже тогда началась работа над первой целевой программой по борьбе с ВИЧ/СПИДОМ и городская власть финансировала профилактику и лечение в столице, так как государством не выделялись на это средства. По мнению г-жи Старостенко, именно синергия в работе общественного сектора, государственного и городского может давать результаты тогда и теперь: «В условиях COVID-19 мы максимально адаптировали все наши программы для того, чтобы не потерять ту динамику, которую мы получили в результате подписания Парижской конвенции и нашей городской программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом. По первому показателю почти 78% охвачено людей, с ВИЧ/СПИДом, и этот процент динамично растет – почти 6% за 2 года. Заместительную терапию получают 84% все тех, у кого выявили ВИЧ/СПИД – почти на 3% увеличили показатели. И третий показатель, – у 95% пациентов, которые получают АРТ, наблюдается угнетение вируса. За последние 2 года мы на 5% увеличили этот показатель. И в результате этого, в Киеве уменьшился в три раза уровень заболеваемости на ВИЧ, в 2 раза заболеваемость на СПИД, в 2 раза смертность ЛЖВ, и в 2 раза уменьшился уровень инфицирования беременных женщин.»

Фадей Нагачевский, вице-мэр Кишинева (Молдова) отметил особую значимость доступности услуг для ключевых групп населения: «Один из наиважнейших элементов – создание единого окна, через которые люди, страдающие таким заболеванием, могли бы получить услуги от медицинской системы, а не бегать по разным концам города.»

Его поддержала Венера Рыскулова, вице-мэр Ош (Кыргызстан) – несмотря на непростые условия работы в COVID-пандемию, достижения данного города в борьбе с ВИЧ за последние два года впечатляют: в 2019 году г.Ош подписал Парижскую декларацию по ВИЧ и Декларацию Zero TB. Тогда же была создана городская рабочая группа Fast Track с участием представителей мэрии, НПО и ключевых групп для разработки программы 90-90-90 и спустя год, утверждена городская программа по ВИЧ в условиях COVID-19 на 2021-2022 гг. В рамках ее реализации, свыше 4 000 человек прошли тестирование в мобильных пунктах на улицах города, организована доставка АРТ и продуктов питания на дом для представителей сообщества людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ) в т.ч. мигрантам в Россию, Турцию и другие страны.При поддержке мэрии, добровольное консультирование и тестирование на ВИЧ стало возможным во всех поликлиниках г. Ош, проведена серия обучающих тренингов и информационных кампаний в шести местных территориальных управлениях.  И впервые с городского бюджета на программы по ВИЧ и ТБ в 2019-2021 годах было выделено средства (13 000 долларов США). «Киргизская республика на всех этапах борьбы с эпидемией ВИЧ являлась лидером в регионе СНГ по внедрению инновационных подходов в сфере ВИЧ… Нам предстоит сделать еще многое, вызовы борьбы со стигмой и дискриминацией сохраняются, как и  исполнение глобальной стратегии UNAIDS. Мы призываем все города активизировать процессы и не допустить замедления деятельности из за пандемии. Вместе мы хотим увидеть наши города процветающими, сильными и здоровыми.» – подчеркнула г-жа Рыскулова.

Достижения другого города Украины – Одессы, были отмечены в выступлении мэра Геннадия Труханова и Ирины Куценко, депутата городского совета. Одесса стала частью крупных городов мира по преодолению ВИЧ-инфекции наряду с Берном и Амстердамом в 2017 году, после подписания Парижской декларации. Далее, была принята городская программа противодействия ВИЧ/СПИД, ТБ, гепатитам и употреблению наркотических средств – «Ускоренный ответ: Одесса», направленная на комплексное решение проблем социально значимых заболеваний. Благодаря успешной реализации программы, городу удалось взять под контроль ВИЧ и достичь целей 90-90-90. На сегодняшний день в Одессе под медицинским наблюдением находятся около 9 тысяч пациентов с ВИЧ. Из них 7,5 тысяч человек получают лечение в городском центре СПИДа. Сейчас муниципальной властью созданы все условия для быстрого и доступного тестирования на ВИЧ в каждом городском медицинском учреждении. За 11 месяцев 2021 года тестирование на ВИЧ прошли более 22 тысяч одесситов. Своевременно выявлено 1867 случаев заболевания. Кроме того, благодаря раннему выявлению пациентов с ВИЧ и быстрому назначению терапии, значительно уменьшилась заболеваемость СПИДом у ВИЧ-положительных пациентов. За 3 года городской программы “Ускоренный ответ: Одеса” заболеваемость СПИДом сократилась вдвое: с тысячи до 500 пациентов в год.

«Одессе удалось полностью изменить стратегию выявления ВИЧ-инфекции и подход к лечению. Наш опыт по преодолению ВИЧ уже получил признание международного сообщества. И мы готовы делится своими наработками и успехами.» – суммировал г-н Труханов.

Улучшение состояния здоровья населения является приоритетом и для Балканского полуострова. По словам Николы Рибарича, руководителя администрации города Крагуевац (Сербия), их муниципальная система общественного здравоохранения нацелена на постоянное внедрение услуг по физическому и психологическому здоровью, последующий мониторинг, оценку и оперативное реагирование на кризисные ситуации. По мнению г-на Рибарича, именно благодаря постоянной коммуникации с людьми, такой высокий показатель вакцинированных против COVID-19 людей в стране (более 37% населения). Иван Вукович, мэр Подгорицы (Черногория) также поделился опытом поддержки ключевых сообществ в условиях COVID-пандемии: «С декабря 2019 года, Подгорица активно работает над достижением целей 90-90-90 в рамках местного ответа на эпидемию ВИЧ. Впервые за это время в национальной стратегии ключевые группы населения, затронутые ВИЧ были признаны приоритетными. На сегодняшний день, 44% всех случаев ВИЧ в Черногории регистрируются именно в Подгорице и большинство из этих случаев, увы, на финальной стадии СПИД. Поэтому мы взяли на себя обязательства расширять услуги и увеличивать финансирование, чтобы обеспечить доступ к тестированию, ранней диагностике и лечении для всех. Увы, все это было усложнено эпидемией COVID-19, поэтому местное сообщество и городские власти должны предоставить еще большую поддержку ключевым группам и провайдерам услуг в ответе на ВИЧ.» По мнению г-на Вуковича, многие десятилетия стигма и дискриминация была одними из ключевых проблем, что не позволяли расширить тестирование в Черногории. Но уже на в ближайшие пару месяцев будет введен план действий в рамках Парижской декларации по ликвидации СПИДа до 2030 года на местном уровне.

Особое внимание со стороны аудитории было к Ондеру Юкселю, главы департамента здравоохранения из столичного муниципалитета Стамбула. Город еще не подписал Парижскую декларацию, однако по словам г-на Юкселя местные власти рассматривают сферу общественного здравоохранения как приоритет и работают на всех уровнях. «В контексте COVID-пандемии мы разработали план действий и сформировали научный консультационный совет, что представляет разные дисциплины. На местном уровне в борьбе с ВИЧ и туберкулезом ми нацеливаем усилия на профилактику. Кроме того, наши проекты направлены на защиту общественного здоровья не только на национальном, но и на международном уровне.»

Опыт #SoS_project «Устойчивость услуг по ВИЧ за счет государственных средств» или как сообществам удалось добиться выделение дополнительных более $30млн на ВИЧ-сервисы в регионе ВЕЦА и Балкан. Ключевым месседжем панельной дискуссии по стратегиям бюджетной адвокации стало понимание – говорить об устойчивости услуг без поддержки со стороны государства, крайне сложно. Как и без инициативы со стороны гражданского общества. Еще 10 лет тому социальное контрактирование и национальное финансирование программ на поддержку сервисов для уязвимых групп через подобные механизмы звучал как нонсенс. Сейчас это уже естественный процесс для многих стран региона. Однако очевидным остается тот факт, что несмотря на свою масштабность, без соответствующей нормативно-правовой базы, как и прежде будут существовать барьеры в его реализации.

Руслан Поверга, НКО Initiativa Pozitiva (Молдова) поделился наблюдениями по бюджетной адвокации в своей стране: «Мы должны находить решения по поводу того, как более эффективно использовать уже существующие ресурсы, и как добиваться большего финансирования. Что касается опыта Молдовы: сейчас на национальном уровне команда экспертов заканчивает процесс анализа двух механизмов. Один из них – касса медицинского страхования. Второй – закупка услуг согласно законодательству. И еще один механизм, который помогает делать вклад в устойчивость – интеграция равных консультантов, социальных работников в государственные учреждения.» Однако по мнению г-на Поверги одна из самых больших проблем в Молдове – у неправительственного сектора нет большого опыта и желания вовлекаться в процессы социального контрактирования и осуществлять свои сервисы за государственные деньги. Причина: «страна находится в инкубационном периоде, и мы все пишем историю, как будет выглядеть финансирование в будущем.»

В отличии от Молдовы, Грузия уже достигла значительного прогресса в обеспечении устойчивости услуг ВИЧ и реализует свои обязательства относительно выделения финансирования. Однако, и тут есть аспекты, что требуют поддержки и государства, и гражданского общества. Гиорги Соселия, (Грузия): «Говоря об устойчивости, мы должны обсуждать не устойчивость статуса кво, а устойчивость результата для здоровья людей. Как поддерживать уже достигнутое, как развивать ситуацию, работать на низовом уровне с бенефициарами. И тут и Грузия, и страны региона должны расширять эту дискуссию и выходить за рамки ВИЧ, ведь идея снижения вреда достаточно широкая.»

Идею активного диалога власти и гражданского общества поддерживает и Сербия. Но как отметил Горан Радиславлевич, НКО TOC, как и в любой другой стране, есть свои особенности. В Сербии закон о здравоохранении не позволяет НКО вовлекаться в деятельность по противодействию ВИЧ, поэтому они начали адвокационную кампанию, чтобы министерство по социальным вопросам было привлечено в этот процесс. Также, гражданское общество активно следит за финансированием программ на всех уровнях: «Бюджет Минздрава на 2022-2025 годы будет составлять 800 тысяч евро. Если говорить об оптимизации ценообразования, то этот процесс начался, и у нас есть рабочая группа, которая разрабатывает новые рекомендации, которые должны быть готовы к концу года. Города подписывают Парижскую декларацию, а значит, начинается соответствующая деятельность. Ведь самая важная работа происходит именно на местном уровне, так как муниципалитеты могут выделять и получать средства на предоставление услуг».

На ответственности, что берут на себя города, акцентировал внимание участников форума и Дмитрий Шерембей, МБФ «100 процентов жизни». По словам г-на Шерембея, увы, чаще всего мэр или губернатор считают, что министр здравоохранения, министр финансов, либо президент или премьер-министр должен решить его проблему. Но Украина является важным исключением из этого правила, так как есть города, что противоречат этой тенденции, берут на себя ответственность и решают проблемы сами. И именно за такими как они, будущее устойчивой системы общественного здравоохранения в стране и регионе в целом.

Снижение цен на АРТ: как странам ВЕЦА и Балкан удалось сэкономить $119 млн, увеличив, только в 12 фокусных городах проекта SoS, как минимум для 72 тысяч людей с ВИЧ шансы на жизнь, обеспечив АРВ-терапией.  В каждом гранте есть индикаторы системных изменений и в контексте снижения цен в рамках проекта SoS их достигли еще в середине 3-летнего периода. Настоящей победой выступил тот факт, что во всех странах проекта, цена за годовой курс первой линии лечения (TDF+XTC+EFV) достигла 130 долларов (за исключением Беларуси, в связи с политическими колебаниями в это время). Было сэкономлено порядка 119 миллионов средств на закупках, большая часть которых остались внутри программ по СПИДу и дополняли либо закупку тестов, либо медицинских изделий, предназначенных для проведения исследований на ВИЧ, либо на профилактические программы. По словам Сергея Дмитриева, международного эксперта по общественному здравоохранению, ведущую роль в этом процессе сыграло гражданское общество каждой страны: «Показательный кейс, когда в Молдове НКО Initiativa Pozitiva вмешалась в закупочный цикл и остановили процесс закупок, потому что обнаружили преувеличение бюджета и лишние затраты. В итоге, переписали техническое задание, к закупке привлекли поставщиков генерических препаратов. Благодаря такому активному действию пациентского сообщества, был сэкономлен 21% бюджета на ВИЧ, если в цифрах – порядка 330 тысяч долларов, что перераспределили на те нужды, которые были необходимы в программе по ВИЧ.»

Однако, сложности остаются, и они требуют оперативного решения в последующие годы. Так, Алексей Михайлов, ITPCru, отметил, что несмотря на то, что в России бюджет на ВИЧ-программы увеличивается, тех средств, что выделяются сейчас, увы не достаточно, чтобы охватить и 80% ЛЖВ: «Есть данные Министерства здравоохранения, которые говорят о том, что в Российской Федерации на лечении находятся порядка 600 000. Но они считают, что если человек получил хотя бы один раз лечение, то, соответственно, он уже получает лечение и потом, не смотря на дальнейший исход». Непростой можно назвать и обстановку на Балканах – так, Босния и Герцеговина и Македония сейчас не имеют права на донорскую помощь. И ситуация отягощена несколькими факторами, в числе которых недостаточная заинтересованность компаний регистрировать АРВ препараты (из-за низкого числа ЛЖВ), непредсказуемость процедуры закупок и минимальный объем закупаемых препаратов, что приводит к низким ценам даже на генерики и практическому отсутствию конкуренции. Похожая ситуация сложилась в свое время в Кыргызстане. По словам Айбара Султангазиева, Ассоциация Партнерская сеть: «У нас всего 4 с небольшим тысячи человек принимают терапию, и мы думали, что наш рынок неинтересный для фармкомпаний. Но на самом деле оказалось, что очень конкурентный. Здесь очень важно было создать для компаний особую среду. И, конечно, гражданское общество мониторило процесс, чтобы все проходило прозрачно, а также, оказывало в равной степени содействие всем компаниям.»

Правозащита в регионе ВЕЦА. Во время проведения форума состоялся запуск региональной кампании «Декларация или Декорация прав человека?» с целью обратить внимание общественности на вопиющие количество и разнообразие нарушений прав человека в регионе ВЕЦА, особенно в отношении к наиболее маргинализированным группам общества, уязвимым к ВИЧ и туберкулезу. Дата была выбрана не случайно – 10 декабря в мире отмечают День прав человека. Но как показывает реальность, пандемия COVID-19 ухудшила итак крайне сложную ситуацию с соблюдением прав человека в регионе: за 2020-2021 г.г. системой REAct в 7 странах было зарегистрировано более 6000 кейсов о нарушении прав, стигме и дискриминации. Наиболее частыми правонарушениями являются неправомерные действия тех, кто должен защищать – насилие со стороны правоохранительных органов, отказ в доступе к медицинским услугам, разглашение медицинских данных и стигма со стороны работников учреждений здравоохранения, физическое насилие женщин со стороны как половых партнеров и родственников, так и офицеров полиции.

Базируясь на доказательствах, собранных через REAct, а также 30 статьях Всеобщей декларации прав человека, в рамках инфокампании опубликованы аналитические отчеты, где отражены основные тенденции и характер правонарушений, а также предложены конкретные рекомендации по улучшению ситуации в каждой из стран.

А что же дальше?

«Один проект подходит к концу. Он начинался с постановки цели. Нам говорили: «Это невозможно!» «Это так амбициозно!» Мы планировали тогда экономию в 73 миллиона, а удалось достичь 119. Мы перевыполнили задуманное. На следующие три года наша цель – 95-95-95. Так давайте очеловечим эти цифры, обратимся к людям и послушаем, что они от нас ждут». – Андрей Клепиков, исполнительный директор МБФ «Альянс общественного здоровья».

Запись форума доступна по следующим ссылкам:

– На русском языке (часть первая и часть вторая)

На английском языке

 

*Fast-Track Cities — это глобальное партнерство между городами и муниципалитетами по всему миру и четырьмя основными партнерами – Международной ассоциации поставщиков медицинских услуг в сфере борьбы со СПИДом (IAPAC), Объединенной программой Организации Объединенных Наций по ВИЧ / СПИДу (ЮНЭЙДС), Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат) и Парижа.

 

Организаторы форума: Международный благотворительный фонд Альянс общественного здоровья, при финансовой поддержке Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулёзом и малярией и информационной поддержке ЮНЭЙДС.