Експерти щодо проекту

Експерти щодо проекту

Без названия (74)

  • Ваше ФИО, название организации, которую Вы представляете, название Вашей должности?

Александр Остапов, ВБО «Всеукраинская Ассоциация Снижения Вреда», председатель правления.

  • В чем, по Вашему мнению, состоит актуальность и важность данного проекта для украинского ВИЧ-сервиса?

Проект сможет заполнить те пробелы в Снижении Вреда, которые имеются в той профилактической мозаике активностей, которая поддерживается за счет средств ГФ.

На мой взгляд, это весьма своевременная и необходимая интервенция проекта, вектор которого направлен в такую труднодоступную группу, как женщины-ПИН. Исходя из многолетнего опыта работы в Снижении Вреда, могу констатировать, что мужчины-ПИН пользуются услугами проекта гораздо чаще и их количество в профилактике составляет около 75% от общего охвата профилактическими программами. При этом именно женщины-ПИН являются той важной фокусной группой, от которой зависит уровень сдерживания эпидемии как по горизонтали (от партнера к партнеру), так и по вертикали (от матери к ребенку).

  •   Как Вы думаете, что сможет изменить данный проект в работе ВИЧ-сервисных НПО?

Расширение коридора входа в эту целевую группу позволит НПО расширить свой спектр услуг, сделать его более гендерно-чувствительным; повысить свой опыт работы и, возможно, открыть новые направления работы, например, с детьми женщин-ПИН; укрепить направление работы в области репродуктивного здоровья среди женщин из группы риска и женщин, которые находятся в программах ЗПТ; больше уделять внимания правозащитной и адвокационной деятельности этой группы. Также данный проект может подтолкнуть НПО создать социальный бизнес для таких женщин – своего рода клуб с психологически-защищенной территорией, в котором женщины смогут получить (купить/продать) косметические, парикмахерские, гигиенические и прочие бытовые услуги. А это будет ужепервой ступенькой к финансовой независимости.

  • Какие, по Вашему мнению, шаги нужны для эффективной реализации проекта?

Первая и, наверное, ключевая исходная – это наличие у НПО опыта работы в Снижении Вреда. Это позволит обеспечить стабильный старт проекта. Вторая исходная – это персонал проекта. Необходимо провести обучающий компонент с соответствующими социальными работниками и прочими задействованными специалистами, чтобы обеспечить одинаковое понимание важности и особенности работы с этой целевой группой. Социальное сопровождение, на мой взгляд, должно быть обязательным компонентом проекта. Переадресация здесь не сможет работать так, как она работает с мужчинами-ПИН. Женщины-ПИН более закрыты, подвержены резким психологическим перепадам и изменениям настроений/решений, они менее защищены. Все это необходимо учесть в работе проекта.

  • Какие трудности/препятствия Вы видите при реализации нашего проекта?

Прежде всего – это не готовность самой НПО (персонала) работать с этой группой ПИН;
Слабое (либо отсутствие) обучающего компонента.
Невозможность в построении социального сопровождения из-за (например) ограниченного финансирования.

  • Назовите, пожалуйста, основные характеристики (профессионально-важные качества, психологические особенности, отличительные черты и т.п.) социальных и аутрич-работников/-иц украинских ВИЧ-сервисных организаций, на которые может опираться в своей деятельности наш гендерный проект?

Понимание и принятие философии Снижение Вреда как инструмента профилактики ВИЧ/ИППП/гепатитов среди целевой группы. Это фундаментальная составляющая, на которую нанизывается опыт, тонкости консультирования, построение доверительных отношений социальных работников с клиентами. Учитывая специфику этой целевой группы, исходя из собственного опыта, я убедился, что социальный работник-женщина быстрее найдет подход к женщине-ПИН.
Роль психолога в данном проекте заслуживает особого внимания. Женщины-ПИН скорее пойдут именно к психологу. Я часто замечал это в своем проекте, что еще раз подчеркивает их потребность высказаться, найти поддержку/ответы, услышать совет профессионала. Организация должна предусмотреть в рамках проекта возможность создания групп самопомощи, проведение групповой работы.


Без названия (75)

  • Ваше ФИО, название организации, которую Вы представляете, название Вашей должности?

Линцова Виктория Юрьевна,
ВГО «Ассоциация участников ЗПТ Украины», член организации,
Региональный представитель ВГО «Ассоциация участников ЗПТ Украины»
в Кировоградском регионе

  • В чем, по Вашему мнению, состоит актуальность и важность данного проекта для украинского ВИЧ-сервиса?

По моему мнению, одной из серьезных проблем ВИЧ-сервиса (и услуг снижения вреда, в частности) являются различные гендерные барьеры, которые могут, как препятствовать доступу к услугам для ключевых групп, так и существенно влиять на их качество. К ним можно отнести следующие группы проблем, ставшие результатом моей экспертизы и наблюдения:
– низкий уровень подготовки и знаний предоставителей услуг по теме «гендера», личная подверженность гендерным стереотипам и установкам (что неизбежно проецируется на работу с клиентами);
– недостаточное вовлечение женщин в программы помощи (особенно хорошо это наблюдается в программах ЗПТ, где кол-во женщин составляет от 8% до 20%, в то время, как оценочное кол-во женщин среди ПИН – 30-35%);
– гендерные стереотипы как дополнительные риски инфицирования ВИЧ (предпосылкой чему, в первую очередь, являются гендерные стереотипы в обществе). Примеры: «сильные» мужчины считают, что обращаться за психологической помощью стыдно, «слабые» женщины не обсуждают с партнёрами использование презервативов, подвергаясь при этом риску инфицирования и нежелательной беременности.

Я считаю проект очень важным. Исследование поможет выявить проблемы, с которыми можно работать и может стать основой для внедрения гендерно-чувствительной стратегии в программы профилактики, ухода и поддержки. Полагаю, что нужно сделать фокус на обучение предоставителей услуг, подготовке «равных» менторов (наставников) от сообществ, внедрить гендерную этику и гендерные политики, как в стратегии местных НПО, так и ВИЧ-сервис на государственном уровне. Кроме прочего, важно участие НПО в формировании местных и государственных гендерных политик совместно с представителями власти, где гендерная политика ВИЧ-сервиса была бы отдельным компонентом. Также необходимо внедрение гендерного компонента в программы государственных учреждений, предоставляющих услуги уязвимым группам.

  • Как Вы думаете, что сможет изменить данный проект в работе ВИЧ-сервисных НПО?

Проект может внедрить стратегию обучения предоставителей услуг от НПО. При этом, я думаю, что было бы важно применять стратегии обучения «learningbydoing», то есть через действие, чтобы можно было измерить уровень полученных знаний сервис-провайдеров, и стимулировать их применять гендерные компоненты в работе. Продолжить обучение можно дистанционно (вебинары, онлайн-курсы). Также можно разработать систему сертифицирования, в которой сертификат будет выдаваться не за факт участия в тренинге, а за правильные ответы на тестовые вопросы. В свою очередь, было бы важно учитывать гендерный баланс в организациях (среди предоставителей услуг в больших организациях) и при мониторингах работы программ со стороны доноров – обращать внимание на то, что количественные индикаторы не всегда равняются качеству (проверять подготовку консультантов, в том числе и по вопросам «гендера»). Знать информацию о ВИЧ, гепатитах, ТБ и безопасному поведению – не всегда означает, что консультант её правильно доносит клиентам. Проект может внедрить гендерную культуру в ВИЧ-сервис, улучшив на порядок качество услуг.

  • Какие, по Вашему мнению,шаги нужны для эффективной реализации проекта?

Необходимо исследовать проблему, провести мониторинг и оценку.
Разработать систему обучения для:
– предоставителей услуг
– руководителей НПО (здесь лучшим вариантом будет самообучение,
стимулом – необходимость соответствовать стандартам и рейтингу)
– разработать понятные стандарты гендерно-чувствительных услуг, широко привлекая самих ПИН, РКС и пр. к их разработке.

Предусмотреть возможность оценки, как предыдущие шаги повлияли на качество услуг и количественные охваты в гендерном контексте.
Предусмотреть возможность самостоятельных шагов в контексте «гендера» со стороны НПО при разработке и реализации проектов и программ (расширение спектра услуг, дополнительные гендерные активности).

  • Какие трудности/препятствия Вы видите при реализации нашего проекта?

Менталитет украинского населения – пожалуй, самое сложное препятствие. Также, в системе ВИЧ-сервиса – оплата предоставителей услуг – зависит от количественного охвата, но не зависит от качества услуг! При такой системе сложно контролировать и повышать качество в случаях, когда предоставители услуг не заинтересованы личностно в росте и обучении.

  • Назовите, пожалуйста, основные характеристики (профессионально-важные качества, психологические особенности, отличительные черты и т.п.) социальных и аутрич-работников/-иц украинских ВИЧ-сервисных организаций, на которые может опираться в своей деятельности наш гендерный проект?

– личная мотивация и вовлечённость
– вероисповедание (патриархальный уклад семей верующих людей влияет на их отношение к работе и клиентам)
– особенности личной и семейной жизни
– опыт и стаж работы в НПО
– желание/возможность самообучения и самоусовершенствования специалистов
– образование


Без названия (76)

  • Ваше ФИО, название организации, которую Вы представляете, название Вашей должности?

Булыга Наталия Анатолиевна, Аналитический центр «Социоконсалтинг», руководитель отдела мониторинга и оценки социальных программ.

  • В чем, по Вашему мнению, состоит актуальность и важность данного проекта для украинского ВИЧ-сервиса?

Как показало наше исследование, и среди самих ПИН, и среди сотрудников(ниц) НПО, которые с ними работают, очень ярко проявляются характерные для нашего общества в целом гендерные стереотипы об особенностях женщины и мужчины, их социальных ролях и т.п. Также в среде ПИН, как и в обществе в целом, наблюдается гендерное неравенство между мужчинами и женщинами. Эти факторы могут повышать уязвимость женщин и мужчин-ПИН к инфицированию ВИЧ/ИППП/гепатитами, обострять другие связанные с наркозависимостью проблемы, снижать эффективность профилактической работы с этой целевой группой. Реализация указанного проекта позволит более полно учитывать в процессе работы с ПИН их гендерные особенности и потребности, что позитивно отразится на привлечении новых клиентов(ок) и их удержании в проектах, повысит эффективность профилактической работы с ними и даст положительный результат в борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИД в целом.

  • Как Вы думаете, что сможет изменить данный проект в работе ВИЧ-сервисных НПО?

Большинство НПО так или иначе внедряют отдельные компоненты гендерно-ориентированного подхода, однако делают это на интуитивном уровне и поэтому достаточно хаотично и фрагментарно. Реализация указанного проекта позволит перевести эту работу на качественно новый уровень: сделать ее более системной, упорядоченной, теоретически обоснованной и, как следствие – более эффективной.

  • Какие, по Вашему мнению, шаги нужны для эффективной реализации проекта?

– Комплексное обучение сотрудников(ниц) ВИЧ-сервисных НПО по вопросам гендерно-ориентированного подхода, начиная от формирования у них унифицированного понимания базовых понятий (например, «гендер», «гендерно-ориентированные услуги») и заканчивая формированием конкретных навыков (например, как прописать в рабочем плане гендерно-ориентированные мероприятия, как разработать гендерно-чувствительные политики и процедуры, как консультировать женщин и мужчин-ПИН и т.п.),
– Работа по преодолению гендерных стереотипов сотрудников(ниц) НПО, обучение их тому, как идентифицировать эти стереотипы и избегать их влияния в своей работе.
– Разработка четких методических рекомендаций по внедрению гендерно-ориентированных интервенций и контроль за соблюдением прописанных в них требований со стороны НПО.

  • Какие трудности/препятствия Вы видите при реализации нашего проекта?

Реализация этого проекта потребует от сотрудников(ниц) НПО во многом пересмотреть привычную модель работы с клиентами(ками)-ПИН, которая формировалась у них годами и которую они считают эффективной. Поэтому есть риск того, что сотрудники(цы) НПО в процессе работы в рамках гендерно-ориентированного проекта будут неосознанно «сбиваться» на привычную модель работы, игнорируя некоторые особенности гендерно-ориентированного подхода в своей работе.

  • Что Вас больше всего удивило и порадовало во время проведения интервью с сотрудниками/-цами ВИЧ-сервисных НПО и клиентами/-ками проектов?

В ходе реализации каждого исследования, которое предполагает опрос сотрудников(ниц) НПО, меня удивляет степень вовлеченности представителей(льниц) НПО в проблемы клиентов(ок), их желание помочь им. Что касается непосредственно этого исследования, то меня приятно удивил тот объем работы в рамках гендерного направления, который НПО уже делают, даже несмотря на то, что они не всегда осознают, что внедряемые ими услуги и мероприятия являются гендерно-ориентированными.


Без названия (77)

  • Ваше ФИО, название организации, которую Вы представляете, название Вашей должности?

Валовая Лариса Николаевна, тренер-консультант, МБФ “Международный Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине”.

  • Что для Вас лично означает наш гендерный проект?

Гендерный проект дает прекрасную возможность сохранить и развить потенциал проектов Снижения вреда, созданный в течение многих лет огромным количеством людей. Гендерный проект дает уникальную возможность осознать, что собственная картина мира может иметь искажения, ограничения, которые могут негативным образом влиять на процесс взаимодействия с клиентами. Осознание гендерных стереотипов и предубеждений даст возможность каждому сотруднику проекта стать профессионально компетентнее и получать больше удовлетворения от своей работы.


Без названия (78)

  • Ваше ФИО, название организации, которую Вы представляете, название Вашей должности?

Гайдук Светлана Геннадиевна, президент Донецкого областного благотворительного фонда «Оберег»

  • Что для Вас лично означает наш гендерный проект?

Этот проект для меня является замечательной возможностью быть сопричастной к тем изменениям, которые планируются в системе оказания услуг не только проектов по профилактике ВИЧ, но и в социальной сфере вообще. Возможность соединить стандартный подход и индивидуальный в предоставлении услуг, помочь людям освободиться от стереотипов и правил, которые мешают им быть здоровыми и счастливыми.


Без названия (79)

  • Ваше ФИО, название организации, которую Вы представляете, название Вашей должности?

Дебелюк Мирослава Іванівна, незалежний консультант

  • Что для Вас лично означает наш гендерный проект?

В общем, гендерное неравенство не является исключительно женской проблемой. Однако, ситуация в нашей стране складывается таким образом, что решение проблем, связанных с дискриминацией женщин, является первой и возможно главной ступенью в установлении гендерного равенства в Украине.
Данный проект является ступенью в установлении гендерного равенства по отношению к женщинам, потребляющим наркотики. Он позволяет еще раз взглянуть на проекты снижения вреда и заместительной терапии через призму гендера и преодолеть дискриминационные моменты, которые имеются на данном этапе. Можно с уверенностью сказать, что проект «Развитие потенциала для реализации качественных гендерно-чувствительных интервенций Снижение вреда в Украине», который финансируется компанией Французская международная экспертиза 5% инициатива (Expertise France 5% Initiative) является уникальным для Украины. Я не помню другого такого масштабного проекта, где бы на внедрение гендерно-чувствительных интервенций в программах СВ был направлен такой комплекс усилий: разработка самих интервенций, их пилотирования, разработка «он-лайн» и «оф-лайн» учебных курсов, непосредственная подготовка специалистов проектов и медицинских учреждений (врачей, социальных работников) и многое другое.
В рамках данного проекта я буду разрабатывать гендерно-чувствительные подходы программ заместительной поддерживающей терапии. Ведь женщины этих программ носят на себе не одно клеймо гендерных стереотипов и испытывают огромную гендерную дискриминацию. Для меня лично данный проект является уникальной возможностью внести свой вклад в построение ступеней, ведущих к гендерному равенству в Украине.


Без названия (80)

  • Ваше ФИО, название организации, которую Вы представляете, название Вашей должности?

Лебедь Татьяна Андреевна, Глава Правления КОБФ «Надія та Довіра», оператор Национальной Горячей Линии по вопросам ЗПТ.

  • Что для Вас лично означает наш гендерный проект?

По своему опыту я знаю, как тяжело стать пациенткой ЗПТ, сколько вопросов возникает и что не всегда есть желающие на эти вопросы ответить; как не легко бывает оставаться пациенткой ЗПТ (например, когда муж или кто-то из семьи употребляет уличные наркотики); как непривычно состояние медикаментозной трезвости; как тяжело быть беременной пациенткой ЗПТ (стигма, дискриминация), быть мамой-пациенткой ЗПТ (не с кем оставить ребенка), женой (когда муж не в курсе проблемы) и т.д.
Поэтому мне очень хочется что-то поменять, упростить, усовершенствовать, как для тех, кто только думает о ЗПТ или возможно уже является пациентом ЗПТ, так и для людей, которые работают с клиентами ЗПТ.


Без названия (81)

  • Ваше ФИО, название организации, которую Вы представляете, название Вашей должности?

Матвийчук Татьяна Владиславовна, Институт социальной работы и управления Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной политики

  • Что для Вас лично означает наш гендерный проект?

Гендерный проект – это возможность передачи теоретических и практических знаний, а также получения опыта работы с представителями различных организаций, которые предоставляют услуги уязвимым категориям населения с целью повышения качества предоставляемых услуг, как женщинам, так и мужчина.


Без названия (82)

  • Ваше ФИО, название организации, которую Вы представляете, название Вашей должности?

Романова Наталия Федоровна, Институт социальной работы и управления Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы

  • Что для Вас лично означает наш гендерный проект?

Во-первых, меня интересует сама тема проекта и возможность не только расширить свои знания, но и передать их другим. Во-вторых, я знаю, что в процессе его реализации мы будем обучать практиков, чей опыт работы очень важен для моей профессиональной деятельности в университете, где я читаю курсы по социальной работе с разными группами клиентов. И, конечно, это прекрасная возможность поработать с командой профессионалов, которые отлично знают свое дело!


Без названия (83)

  • Ваше ФИО, название организации, которую Вы представляете, название Вашей должности?

Ярошенко Алла Александровна, директор Института социальной работы и управления, доктор философских наук, профессор.

  • Что для Вас лично означает наш гендерный проект?

В первую очередь этот проект для меня имеет образовательную миссию. Ведь мы должны идти на опережение с проблемами общества, в первую очередь при подготовке будущих специалистов в социальной сфере. Уверена, что осознание гендерных стереотипов и разрушение предубеждений сыграют важную роль в совершенствовании национальных традиций социальной работы с данными бенифициариями.